Главная  /  Манифест

Манифест

версия 1.2 от 08 августа 2017 года

1. Общие положения

Общественная инициатива «Судьба страны»  направлена на выявление наиболее важных проблем РФ, и на предложение обществу и органам государственного управления способов их разрешение.

Главное отличие  от других общественных объединений состоит в том, что она предлагает обществу и органам государственной власти новый обоснованный метод разработки Проекта развития России  и способа его реализации.

Необходимость в разработке и  реализации Проекта обусловлена тем, что, оставаясь в рамках существующей модели устройства и функционирования РФ, принципиально невозможно разрешить многие судьбоносные проблемы нашей страны:

  • отсутствие обоснованного публичного Образа будущего РФ и стратегии развития;
  • длительное время продолжается экономический кризис, происходит падение производства,  преобладание сырьевого сектора в экономике;
  • деградация качества человеческого потенциала, депопуляция Сибири и Дальнего Востока;
  • деградация научно–технического потенциала;
  • обострение агрессивной политики США и их сателлитов против России с перспективой перейти в новую Холодную войну, расширение санкций США против РФ .

Отсутствие решения любой из этих проблем приведет нашу страну к гибели. Это произойдет в обозримом будущем, в течение 10 лет, а возможно и ранее.

1.1. Высшие  цели общественной инициативы «Судьба страны»:

  •  Обеспечение безопасности России — сохранение и развитие нашей страны и народа в настоящее время и в будущем.
  • Повышение качества жизни населения РФ до уровня лидирующих мировых держав.

1.2. Путь достижения приоритетных целей.

Названные выше и другие важные цели могут быть достигнуты лишь посредством использования Проектного метода для развития нашей страны. Необходимо разработать и реализовать новый Проект развития России (далее Проект).

Проект — это документ, который должен содержать описание новой модели РФ (Образа будущего РФ) и способа ее практической реализации (Стратегии развития России).

Невозможно реализовать Проект без Субъекта — организованного сообщества людей, стремящихся осуществить Проект. Формирование Субъекта является приоритетной задачей.

Субъект и Проект органично связаны между собой. Они постоянно развиваются и оказывают благотворное влияние друг на друга.

Отсутствие Проекта или невозможность его реализации по тем или иным причинам делает недостижимыми цели п.1.1, и обрекает нашу страну на разрушение под гнетом  нерешаемых проблем. 

Известны два метода  развития страны – эволюционный и проектный.

Эволюционный метод  (развитие от достигнутого) используется , если для удовлетворения целей  развития достаточно внести незначительные изменения в отдельные части страны. При этом основная часть устройства страны (модель страны) – сохраняется.

Такой метод осуществлялся в течение нескольких столетий на Западе. Для РФ этот метод не пригоден, поскольку повышать могущество страны нужно быстро, а внешние условия далеко не мирные.

Проектный метод (достижение целевого состояния) используется, когда требуется внести значительные изменения в устройство страны. 

В сложившейся в настоящее время ситуации необходимо использовать именно проектный метод, чтобы закрепить за Россией роль одной из лидирующих мировых держав. Поскольку придется внести принципиальные изменения во все основные сферы деятельности нашей страны, в том числе в управление, экономику, науку, социальную сферу.  Это связано с тем, что ранее РФ функционировала как часть западной системы, и все ее части были вынуждены адаптироваться к колониальной модели, в соответствие с требованиями Запада.  Суверенный статус РФ вынуждает принципиально изменить модель страны.  Поскольку цели РФ кардинально меняются. Теперь они состоят в  обеспечении своих национальных интересов, а не США и их сателлитов.

Проектный метод следует использовать и потому, что времени у нас на значительное увеличение могущества РФ всего несколько лет. Нужно успеть  набрать нужную скорость развития, пока еще имеются валютные резервы у РФ и сохраняют действие факторы, доставшиеся РФ в наследство от СССР  (вооружения, научно-технический потенциал,  инфраструктура и т. д.).

Проектный метод использовался при создании и развитии СССР и показал хорошие результаты в 30 — 60 годы. Разрушение СССР было следствием стратегических ошибок руководства  страной (субъективный фактор), а не  проектного метода, который носит объективный характер. В качестве аналогии следует учесть, что при разработке самолетов и ракет первые модели были не совершенны и приводили к неудачным запускам. Но это не означает, что нельзя создать устойчиво работающие самолеты и ракеты.  В дальнейшем допущенные ранее ошибки были устранены и сейчас эти аппараты широко используются на практике.

1.3. Особенности Проекта и Субъекта

1.3.1. Разработку Проекта следует осуществлять опираясь на известную технологию проектирования технических сложных систем, которая широко используется для НИОКР и закреплена в документах государственного стандарта.

Использование такой технологии для преобразования России оправдано тем, что по сути наша страна является большой сложной социо-технической системой.  Это подтверждается  очень высокой зависимостью современного общества от  технических средств и энерговооруженности.   Названная выше технология проектирования широко используется при проектировании сложных социо-технических систем. Она многократно практически проверена при создании крупных производственных предприятий, моногородов, больших кораблей, самолетов и т. д.

1.3.2. Субъект в процессе разработки и реализации Проекта видоизменяется. Начиная от группы разработчиков Проекта и их сторонников, действующих в режиме общественной инициативы, к Общественному Субъекту, объединяющему широкий спектр научных, общественных, деловых, политических и государственных структур, и далее к формированию государственного органа стратегического управления, способного реализовать Проект.

1.4. Отличие общественной инициативы «Судьба страны» от других

Это отличие состоит в ответах на вопросы: «Что делать?», «Как это делать?», и «Кто и почему будет это делать?».

1.4.1. Что делать? Общественная инициатива «Судьба страны» предлагает обществу и органам власти использовать Проектный метод для разработки и реализации новой модели РФ (Образ будущего РФ). Проектирование новой модели следует производить опираясь на известную  технологию проектирования технических сложных систем (п.1.3). Разработку новой модели следует осуществлять используя теорию систем.

1.4.2. Как это делать? Способ осуществления Образа будущего РФ является неотъемлемой частью Проекта развития нашей страны.  Стратегия развития России должна быть именно способом осуществления новой модели страны (Образа будущего РФ). Поэтому главной стратегической целью является осуществление новой модели нашей страны.

1.4.3. Важным отличием является также то, что общественная инициатива «Судьба страны» дает ответ на вопрос, «Кто и почему будет это делать?», т.е. какой общественный субъект сможет осуществить достижение поставленных целей, а также – имеются ли для этого необходимые средства, ресурсы, внешние и внутренние условия.

Наиболее известными авторами, использующими  эволюционный фрагментарный метод к разработке стратегии развития РФ,  являются  А.Л. Кудрин (ЦСР),  Б.Ю. Титов (Столыпинский клуб), К.А.  Бабкин (ТПП РФ).  Мы используем принципиально другой метод — Проектный.

Наиболее известным автором, предлагающим Проектный метод к развитию РФ является С.С. Сулакшин.  Однако, он в отличие от нашего подхода, основанного на теории систем, при разработке новой модели РФ использует метод математического моделирования.  Отметим, разработка новой модели РФ является  задачей конструирования.  Для ее решения следует использовать именно системный метод.  Использование метода математического моделирования уместно при решении задач оптимальной эксплуатации уже существующей системы.  Задача конструирования новой системы принципиально отличается от эксплуатационной задачи.

Другое важное отличие состоит в том, что общественная инициатива «Судьба страны» стремится развивать нашу страну вместе с Президентом РФ и патриотической частью руководства РФ.  С.С. Сулакшин и его «Партия нового типа» позиционируют себя как оппозиционную к Президенту РФ. 

2. Международное положение РФ

В настоящее время сложились благоприятные внешние условия для перехода России к новой модели.

Руководство США и их сателлиты в 2014 году начали новую активную фазу дальнейшей экспансии на восток. Это привело к конфликту между РФ и Западом. В настоящее время руководство США законодательно закрепляет расширение санкций против РФ, что  делает долговременным конфронтацию между США и РФ.

Суть конфликта состоит в стремлении США вернуть РФ в подчиненное положение во внешней политике. При этом как инструмент используются экономические санкции, пропаганда в мировых и в российских СМИ, военное давление со стороны НАТО, а также средства политического и дипломатического давления на руководство РФ.

Политика США, направленная на изоляцию РФ на международной арене — провалилась. РФ плодотворно осуществляет международное сотрудничество в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС и на основе двустороннего сотрудничества.

Россия во внешней политике начала возвращать себе реальный суверенитет. Но, существующая модель РФ не способна обеспечить деятельность нашей страны как великой державы. Необходимо изменить внутреннюю модель устройства и функционирования нашей страны, которая соответствовала бы новым сложившимся реалиям.

Сохранение существующей модели обрекает РФ на поражение в начавшемся противостоянии с США. Это вынуждает руководство нашей страны к переходу на новую модель РФ.

3. Внутреннее положение в РФ

Для победы в противостоянии с РФ руководство США избрало стратегию, направленную на свержение действующего Президента РФ, и приведение к власти в РФ проамериканской колониальной администрации по аналогии с тем, что было в 90-х годах.

В РФ общественно–политические силы разделяются в  поддержке внешнеполитического курса Президента РФ, направленного на укрепление суверенитета нашей страны.  Условно эти силы можно назвать  прозападными и патриотическими.

К прозападным относятся те, кто стремится восстановить прежние отношения РФ и США, когда РФ находилась под сильным  внешнем управлением.  При этом в стране проводились реформы, направленные на то, чтобы окончательно превратить РФ в сырьевой придаток Запада. Прозападные силы состоят из  двух частей: открытой оппозиции и скрытой оппозиции к проводимому Президентом РФ курсу на укрепление суверенитета РФ. К первой части относятся либеральные партии и СМИ, известные эмигрировавшие бизнесмены и общественные деятели. Ко второй части относятся прозападники в Правительстве РФ, в руководстве ЦБ РФ, офшорная аристократия, а также чиновники и бизнесмены, имеющие большие вклады  и недвижимость на Западе.

Патриотические общественно–политические силы, поддерживающие внешнюю политику Президента РФ, состоят из следующих двух частей. Первая часть стремится сохранить существующую модель устройства и функционирования РФ, допуская небольшие косметические реформы. Вторая часть стремится кардинально изменить существующую модель РФ, реализовать новую модель РФ, поскольку не видят для себя и для страны светлого будущего при сохранении этой   модели.

К первой части патриотических сил относятся многие высокопоставленные чиновники, руководители государственных корпораций, владельцы крупного и среднего бизнеса, связанные с высокопоставленными чиновниками.

Ко второй части патриотических сил относятся: представители малого и среднего бизнеса, нижних и средних чинов в силовых органах, работники науки и техники, образования, здравоохранения, организаций культуры,  работники промышленности и сельского хозяйства.

Президент РФ, стремящийся к победе в противостоянии с США и к  развитию РФ, осознаёт необходимость  кардинальных изменений в существующей модели РФ. Однако, для их осуществления ему нужно опереться на мощную общественно–политическую силу, способную предложить желаемую модель РФ и участвовать в ее реализации.

4. Краткое описание  требований к новой модели РФ

Желаемая модель для России не может быть чем-то неизменным навсегда. Она будет изменяться, и даже значительно, в процессе развития народа и государственного управления, а также изменения ситуации в мире. Поэтому важнейшим качеством новой модели страны является наличие механизмов, позволяющих систематически вносить в существующую модель обоснованные изменения.

Суть этих механизмов состоит в наличии специальных научных проектных структур и общественной экспертизы для проведения компетентного и объективного сравнительного анализа предлагаемых  вариантов Проекта развития России. Все эти проектные и экспертные структуры встроены в общественно–политическую систему РФ. Это требование важно, поскольку печальный опыт СССР указывает на недопустимость догматизма и нежелания учитывать достижения научно–технического прогресса в области социального проектирования.

В ближайшем будущем достаточно будет осуществить переход к промежуточной модели устройства и функционирования страны России. В дальнейшем  можно будет перейти и к  более совершенной модели. Но, она требует более высоких духовно–нравственных и интеллектуальных качеств от граждан России.

4.1. Основные требования к  Проекту развития России

Изложенные ниже  пункты  требований относятся к России как целостному объекту.   

Понятия и термины, используемые в этом документе, описаны в приложении.

 

Требования, вытекающие из предназначения страны России с точки зрения  внутренних и внешних субъектов

1. Национальная идея России - патриотизм.  Она выражает смысл существования страны с точки зрения ее народа (изнутри) и с точки зрения мирового сообщества (снаружи).

В понятие «патриотизм» вкладываем следующий смысл:

1) обеспечение безопасности и развития государства и народа России.

2) высокое качество жизни граждан и их семей, не уступающее другим лидирующим мировым державам.

3) участие России в разработке и осуществлении нового мироустройства,  способного  разрешить глобальные проблемы и противоречия.

2. Развитие страны должно осуществляться в интересах большинства граждан.   Эти интересы выражают  разумные, активные и нравственные граждане и их объединения, которые являются авангардом народа.  В соответствие с Конституцией РФ источником власти является ее многонациональный народ. Выражать интересы народа должна его передовая часть — авангард народа.

 

Требования, вытекающие из исторической преемственности

3. Развитие страны следует осуществлять, опираясь на традиционные российские духовно — нравственные ценности.  Важно обеспечить сохранение идентичности российского народа. Учитывать его особенности, которые формировались исторически и соответствуют климатическим и другим качествам территории страны.

4. Желаемое место и роль России в мире.  Место Россия в мире -  одна из лидирующих  мировых держав. Роль — один из центров силы и влияния в полицентричном мироустройстве. Для России неприемлемо быть периферией одного из мировых центров силы и влияния, например, США или Китая.

5. Страна Россия -  целостная система.  Такое представление о нашей стране соответствует историческим традициям и желаемому для народа образу его жизни. СССР и Российская империя были сильными централизованными государствами.  Новая модель страны должна быть целостной системой — организмом.

 

Требования, вытекающие из использования проектного подхода к развитию страны

6. Проект развития России следует разрабатывать опираясь на системный метод.  Целесообразно при проектировании использовать технологию, применяемую для   развития технических систем, поскольку ее эффективность подтверждена многократно. Стадии технического проектирования известны и изложены, например,  в ГОСТ 34.601-90. Первой проектной стадией является разработка  эскизной версии Проекта, содержащей описание принципиальных конструкторских решений.  Начинать проектирование нужно с разработки требований к эскизному Проекту. При этом следует использовать структуру и содержание  стандартных требований Технического задания, которые изложены, например,  в ГОСТ 34.602-89.                  

7. Назначение развития страны.  Развитие России должно обеспечить разрешение актуальных проблем, которые  препятствуют  удовлетворению потребностей страны, народа, граждан и их семей. Наиболее общими для граждан потребностями являются следующие:

  • Обеспечение безопасности России — сохранение и развитие нашей страны и народа в настоящее время и в будущем.
  • Повышение качества жизни населения РФ до уровня лидирующих мировых держав.

Стратегические цели, которые предстоит достичь для разрешения актуальных проблем, препятствующих удовлетворению названных выше потребностей, сформулированы в Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ №683 от 31.12.15.

8. Основные задачи разработки Проекта.

При разработке Проекта необходимо решить следующие три задачи:

  • Разработать и описать новую  модель  устройства и функционирования страны России. Требования к модели изложены ниже в п.9.
  • Описать существующую модель  устройства и функционирования страны России. Требования к описанию существующей модели РФ в п.10.
  • Разработать и описать Стратегию развития России - способ перехода от существующей модели РФ к новой  модели РФ.  Требования к Стратегии в п.11.

9. Требования к описанию новой  модели РФ.  Нужно  описать:

  • Структуру и принцип действия новой модели РФ, обеспечивающий назначение модели;
  • Способ объединения в Общем деле граждан разных национальностей и вероисповеданий, имеющих многовековые корни в истории России;
  • Механизмы, позволяющие  защитить нашу страну от внешних и внутренних опасностей и угроз.

10. Требования к описанию существующей модели РФ.  Оно должно   содержать описание структуры и принципа действия  существующей модели РФ, а также основных ее недостатков, не позволяющих обеспечить разрешение актуальных проблем.       

11. Требования к Стратегии развития России.  Необходимо описать:

  • Основные этапы перехода России к новой модели РФ, и их ограничения по времени.  Главную промежуточная цель и другие приоритетные цели по каждому этапу с указанием перечня основных показателей, позволяющих оценить достижение поставленных целей. Содержание и последовательности действий на первом этапе. Ключевые проблемы первого этапа, которые необходимо разрешить.
  • Устройство и функционирование Субъекта развития  - того, кто сможет осуществить необходимые действия для реализации Стратегии.
  • Ограничения на осуществление Стратегии по допустимому качеству жизни, требуемым ресурсам, внешним и внутренним условиям в стране.

4.2. Основные положения желаемой Модели-РФ

1. В сфере государственного управления. Эффективно действуют и взаимодействуют законодательная, исполнительная и судебная ветви власти для достижения приоритетных стратегических целей.

Все важные решения, принимаемые органами власти, должны быть обоснованными.

Налажен механизм подготовки и регулярной замены руководителей высшего звена.

2. В сфере экономики. Сочетание планового (госзаказ) и рыночного секторов экономики. Использование долгосрочного планирования для развития экономики.

3. В социальной сфере. Проведение государственной политики направлено на повышение качества жизни граждан РФ и на развитие их творческого потенциала. Долгосрочное планирование, в основном бесплатное и качественное образование и  здравоохранение позволят создать необходимый человеческий потенциал. Высокое качество человеческого потенциала обеспечит динамичное развитие нашей страны.

4. Возвращение интеллектуального лидерства путем создания благоприятных условий для быстрого возрождения и развития научно–технического потенциала страны. Это позволит создавать и экспортировать новые эффективные технологии для производства товаров и услуг.

5. Обеспечение высокой связанности страны с использованием доступного скоростного транспорта и информационных технологий. Все граждане ощущают себя частью единого целого–страны независимо от места их проживания.

6. Постоянное повышение  уровня духовно–нравственного развития граждан, на основании традиционных ценностях.

4. 3. Принципы функционирования новой модели

1. Суверенитет. Россия является самостоятельным субъектом в мире, способным формулировать и отстаивать свои национальные интересы с учетом интересов других мировых субъектов и интересов развития человечества.

2. Справедливость. Это соответствие деяния и воздаяния. Справедливость осуществляется во всех сферах деятельности.

3. Развитие. Постоянно осуществляется гармоничное развитие целого–страны и всех частей целого.

4. Коллективизм. Приоритет интересов целого над интересами части целого. Интересы целого важнее интересов части целого. Часть целого не может иметь целей, противоречащих целям целого.

5. Солидарность. Целое-страна учитывает интересы частей целого. Происходит  согласование интересов государства, бизнеса, общества и личности, основанное на общих целях и взаимозависимости.  Личность содействует достижению общественных целей, а общество содействует достижению целей личности, не противоречащих законодательству.

6. Товарищество. Межличностные отношения строятся на основе уважения к интересам окружающих людей и стремления оказать им посильную помощь.

5. План реализации инициативы Судьба Страны

Этап-1. Аккумулирование предложений представителей гражданского общества

На первом этапе следует определить:

  • приоритетные цели России;
  • самые общие жизненно важные проблемы и недостатки, которые принципиально не разрешимы в нынешней модели РФ. Отсутствие решения, которых ставит под угрозу само существование нашей страны;
  • основные  требования, которым должна соответствовать новая модель страны.

Каждый неравнодушный к судьбе страны гражданин или организация граждан могут дать свои рекомендации.

Все предложения, поступившие в координационный штаб Инициативы, будут обработаны и представлены на сайте в виде обобщающего документа для дальнейшего согласования и утверждения в качестве  Требований к  Проекту развития России.

Этап-2. Согласование образа желаемого будущего в виде обобщенных требований

Осуществление Образа желаемого будущего страны — это то, вокруг чего могут объединиться большинство разумных и активных граждан. Начать такое объединение следует с формулировки наиболее общих требований к Образу будущего, с которыми согласятся почти все.

Назовем некоторые общие требования к Образу будущего, чтобы показать возможность объединиться вокруг них для большинства граждан:

  • Повышение качества жизни  до уровня мировых лидирующих держав;
  • Система образования  обеспечивает высокий профессионализм граждан, интеллектуальное, духовное и физическое развитие учащихся. Получение образования для граждан — бесплатное;
  • Система здравоохранения  бесплатно оказывает качественную помощь населению в требуемом объеме.
  • Все граждане и их семьи  обеспечены благоустроенным коммерческим или социальным жильем.
  • Функционирование государства  осуществлятся на основе традиционных российских духовно–нравственных ценностей.

Другие требования будут включены в этот список после получения и обобщения предложений от граждан.

Этап-3.  Разработка основных положений Проекта развития России

Проект развития России разрабатывают специалисты общественной инициативы «Судьба страны» и согласовывают с ее участниками.

Проект должен обеспечить осуществление Образа желаемого будущего страны. Главное средство для этого — изменение устройства и функционирования существующей модели системы "страна Россия". Поскольку она была создана в 90-х годах под диктовку США — победителя в Холодной войне с СССР.  Существующая модель РФ изначально была создана как колониальная.

Новая модель РФ должна соответствовать статусу России как суверенной мировой державы, а не части империи США. Для этого существующую модель системы РФ необходимо изменить принципиально.

  • Основные положения новой  модели России будут основываться на требованиях к Образу желаемого будущего нашей страны, согласованных на предыдущем этапе реализации Инициативы
  • Важнейшим фактором является Субъект стратегического действия — кто сможет осуществить Проект.  Таким Субъектом должна  стать новая мощная общественно–политическая организация, созданная при участии Президента РФ

Этап-4. Согласование с Президентом РФ

Президент РФ субъективно и объективно заинтересован в превращении России в могущественную мировую державу.  Основные положения оптимального варианта Проекта развития России следует согласовать с Президентом РФ.

С Президентом РФ нужно согласовать  "Основные требования к новой модели России" и "Основные требования к Стратегии развития России". Эти документы должны быть подготовлены после завершения Этапа-3 реализации Инициативы.

Необходимо  также  утвердить порядок разработки Проекта и процедуру выбора оптимального варианта. Эти документы следует подготовить и согласовать на этапе 4 реализации Инициативы.

Этап-5. Реализация Проекта

Проект развития России будут осуществлять граждане РФ под руководством Субъекта стратегического действия — мощной общественно–политической организации, созданной специально для этого.

Президент РФ участвует в деятельности этого Субъекта.

 

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Страна – целостная система, содержащая народ, территорию, технические объекты, транспортную систему, управление, экономику, науку и другие части.

Система – в переводе с греческого языка означает - целое, составленное из частей; соединение. Страна Россия рассматривается как система, состоящая из частей (подсистем). Система обладает новым качеством, которым не обладает набор ее составных частей, не объединенных в систему.   Система является целостной, если она осуществляет достижение цели (совокупности целей) или исполнения функции (совокупности функций), используя все свои части.  Структура системы — это совокупность всех ее частей вместе со связями между ними.

Развитие системы – процесс, направленный на изменение системы с целью придания ей нового желаемого качества.

Модель системы (страны) – это другая система, приближенно  соответствующая  системе «страна», с точки зрения решения поставленной задачи. При моделировании учитываются лишь факторы, существенно влияющие на функционирование системы с точки зрения решаемой задачи.

Эскизный проект развития системы – это совокупность документов, содержащих описание результата работы на этапе подготовки принципиальных проектных решений по развитию системы и ее частей.  При этом определяются: функции, структура, используемые принципы для системы и всех ее подсистем, а также выполняются другие требования в соответствии с заданием на разработку Эскизного проекта.

Технический проект развития системы – это уточненный и детализированный Эскизный проект, до уровня практической реализации проектных решений.

Субъект – это общее название для личности, организации (состоящей из личностей), страны, группы стран и т.п. Субъект отличается тем, что он способен ставить  цели, осуществлять действия для достижения этих целей и имеет ресурсы, необходимые для достижения целей.

Объект — реальность, данная субъекту в ощущениях, имеющая границы, позволяющие отделить один объект от другого.

Качество объекта -  неотделимая от объекта существенная определенность содержания  объекта.

Проблема — препятствие к удовлетворению субъектом его потребности.

Цель – это  желаемое для субъекта определенное состояние предмета его деятельности.  Цель  четко поставлена, если  определены показатели, характеризующие цель.  Количественное значение этих показателей будет указывать на приближение к цели.

Способ - содержание действий и их последовательность, которые необходимо осуществить для достижения цели или разрешения проблемы.

Принцип действия (функционирование) системы – это описание того, как действуют и взаимодействуют части системы для достижения цели или исполнения  функции.

Российские традиционные духовно-нравственные ценности – к ним относятся: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины (Стратегия национальной безопасности РФ, статья 78).

Качество жизни — показатель удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей личности.